Как защитить товарный знак, если продают подделки отвратительного качества? С чего начать, кого привлечь в качестве исполнителя? Какой избрать способ защиты и почему? Как правильно составить заявление в полицию, какие необходимо приобщить к нему документы и какой срок проверки в полиции по заявлению?
Об этом подробнее в статье.

Увеличение популярности бренда неизбежно ведет к росту количества контрафактной продукции. Российский рынок наполнен подделками самого разного качества. Например, обувная контрафактная продукция делится на несколько категорий в зависимости от качества подделки: начиная с моделей дешевого сегмента низкого качества, которые ассоциируются с брендом только из-за нанесенного товарного знака правообладателя, и заканчивая подделками конкретных моделей и линеек обуви, которые отличить от оригинала можно только при пристальном изучении.

Реализация подделок носит масштабный характер и происходит как через интернет, так и в оптовых и розничных магазинах вплоть до крупных торговых центров. Выявление и пресечение деятельности таких недобросовестных предпринимателей не всегда осуществляются в полной мере, в связи с чем правообладателю приходится самостоятельно организовывать защиту товарного знака. В условиях конкуренции брендов организация такой практики может позиционироваться как конкурентное преимущество при привлечении контрагентов.

Выбор способа защиты исключительного права на товарный знак зависит от конкретной ситуации, но наиболее универсальным и действенным является обращение в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности предпринимателей, торгующих контрафактом, в порядке ст. 144–145 УПК РФ. Даже в случае отсутствия в действиях указанных лиц состава преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ, лицо, проводящее проверку, обязано рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ. Кроме того, возможности правоохранительных органов оперативно пресекать незаконную торговлю подделками и изымать их из товарооборота существенно выделяют такой способ защиты товарного знака из числа других.

Получить представление об организации антиконтрафактной практики правообладателем товарного знака помогут следующие рекомендации.

1. Необходимо помнить о целях борьбы с контрафактной продукцией

Контрафактная продукция даже самого высокого качества несравнима с оригиналом. Большинство продавцов вводят потребителя в заблуждение, позиционируя подделку как подлинный товар. В результате потребитель не получает заявленного качества продукта, что существенно сказывается на репутации бренда и приводит к формированию отрицательного мнения у пользователя о компании – владельце исключительных прав на товарный знак. Именно изъятие такого товара из гражданского оборота и его последующее уничтожение являются основными целями организации антиконтрафактной практики в компании.

Наказание предпринимателя, занимающегося продажей контрафактной продукции, предупреждение совершения им и другими лицами новых аналогичных правонарушений являются сопутствующими целями. Однако в некоторых случаях нет необходимости в настойчивом требовании привлечь лицо к ответственности. Бывает, предприниматель готов добровольно уничтожить под видеоотчет всю партию контрафакта, которая у него имеется в наличии. Такие ситуации редки и связаны с утечкой информации либо от правоохранительных органов, либо от региональных клиентов производителя товара, обладающих сведениями о проводимой проверке. При таких обстоятельствах правообладателю стоит рассмотреть возможные варианты решения вопроса о самостоятельном уничтожении предпринимателем контрафактного товара при условии его отказа от дальнейшего незаконного использования товарного знака.

2. Сторонний консультант или собственный юротдел?

Первоначальной задачей организации антиконтрафактной практики в компании является решение вопроса о том, кто будет осуществлять юридическое оформление результатов проведенных проверок магазинов на предмет незаконного использования торгового знака. Компания может нанять стороннего консультанта либо справиться силами собственного юридического отдела.

В каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Например, в качестве стороннего консультанта может быть привлечен адвокат, который обладает исключительными правами по сбору доказательств (в частности, адвокат вправе провести опрос лица с его согласия для фиксации дополнительных сведений в протоколе). Кроме того, решение привлечь стороннего консультанта дает возможность широкого выбора исполнителей на рынке с возложением любого объема полномочий, начиная от подготовки проектов заявлений в правоохранительные органы и заканчивая полным ведением антиконтрафактной практики в компании.

Собственный юротдел в сравнении с привлечением консультанта выгоден с точки зрения оптимизации расходов. Однако возможно распыление внимания юристов компании, которые должны будут заниматься данным направлением работы и текущим правовым обеспечением деятельности организации, что может привести к ухудшению качества работы на обоих направлениях. Выходом из данной ситуации являются распределение проектов между сотрудниками, обучение непосредственных исполнителей методам борьбы с контрафактом либо увеличение штата сотрудников юридического отдела.

Таким образом, руководство компании выбирает исполнителя и принимает решение об объеме его полномочий с учетом возможностей организации и масштабности проекта по борьбе с контрафактом.

3. Установление оптимального механизма выявления контрафакта

Информация о продаже контрафактной продукции может поступать в организацию из нескольких источников:

  • от контрагентов компании. Часто они сообщают региональным менеджерам либо непосредственно руководству организации о торговле контрафактом в соседней торговой точке. Как правило, в таких магазинах контрафакт стоит дешевле оригинальной продукции, что существенно сказывается на продажах клиента компании;
  • от потребителей контрафактной продукции, обратившихся с претензиями в адрес производителя товара относительно качества продукции, приобретенной у предпринимателей, торгующих подделками;
  • на основании организованного компанией мониторинга сети «Интернет», в частности социальных сетей. В некоторых случаях продавцы не отрицают продажи «копий отличного качества», что облегчает их привлечение к административной и уголовной ответственности.

Информация о недобросовестных предпринимателях должна заноситься в специально созданный реестр для оптимизации работы исполнителя по борьбе с продажей контрафакта в регионе. После структурирования данных можно приступать к их проверке и начинать сбор документов для направления заявления в правоохранительные органы.

4. Тщательный сбор материалов проверки для подачи в правоохранительные органы – основа успеха

Организация проверки предоставленной или найденной информации о торговле контрафактным товаром решает важные задачи. Во-первых, необходимо убедиться в существовании магазина с контрафактом. Во-вторых, приобретение контрафактного товара проверяющим лицом позволит представить дополнительные документы и сам контрафактный товар, что значительно увеличит вес заявления, подаваемого в правоохранительные органы.

Заявление должно содержать полное описание организованной правообладателем проверки: источник получения информации о торговле контрафактным товаром (мониторинг сети «Интернет», жалобы контрагентов, сообщения менеджеров по региону, жалобы от потребителей на качество продукции, которая оказалась контрафактом, и т.д.), адреса и названия магазинов (при наличии – именование владельца). Часто продажей подделок занимаются лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, что также необходимо отражать в заявлении о преступлении/правонарушении для принятия решения по факту незаконного предпринимательства.

Кроме того, если в организации имеется сеть региональных менеджеров по продажам, стоит опросить их (в случае сбора доказательств адвокатом) и приобщить результаты опроса к заявлению в правоохранительные органы. Выяснению у менеджера подлежат следующие вопросы: его должность, обязанности, имелись ли жалобы клиентов компании в обслуживаемом им регионе на торговлю контрафактным товаром. Если имелись, то необходимо выяснить, по каким адресам осуществляется розничная продажа подделок, название магазина и организации, посещал ли указанные магазины менеджер с целью подтверждения доводов жалоб клиентов.

В случае если закупка производилась менеджером, в ходе его опроса необходимо уточнить информацию о схеме реализации контрафакта в каждом магазине: что из себя представляет магазин (магазин с вывеской, закрытый шоу-рум, склад), каков ассортимент контрафактной продукции, как приобретается товар (через сайт магазина, социальные сети, непосредственно в магазине), стоимость приобретенного товара, выдавался ли кассовый/товарный чек, если не выдавался, то на какой номер банковской карты осуществлялся перевод за товар, выдавалась ли при покупке контрафактного товара письменная гарантия о качестве товара.

Менеджер также может рассказать о признаках, по которым он определяет приобретенный товар как контрафактный: отсутствие сбывающего подделки предпринимателя в базе клиентов организации – импортера товара, несоответствие артикула контрафактного товара, упаковки, материала, формы выпуска и т.д. критериям оригинального товара. Опросить можно также контрагента, направившего правообладателю сведения о реализации контрафактного товара.

Примерный перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению в правоохранительные органы о реализации контрафактного товара, включает:

  • доверенность от организации на представление интересов в правоохранительных органах;
  • выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на доверителя и проверяемых предпринимателей;
  • уставные документы доверителя;
  • свидетельства на товарные знаки с приложениями;
  • протокол опроса лица (сотрудника доверителя либо контрагента доверителя) с его согласия;
  • кассовые/товарные чеки либо иные документы, подтверждающие продажу предпринимателем контрафактного товара;
  • если товар импортный – копия информационного письма ФТС России о товарных знаках правообладателя;
  • фотографии торгового зала магазина, где была приобретена контрафактная продукции;
  • скриншоты сайтов проверяемых магазинов, их страниц в социальных сетях и иные документы.

Сбор наиболее полного пакета документов, прилагаемых к заявлению, позволит исключить волокиту по материалам проверки на основании запроса дополнительных справок.

5. Контроль принятия решения

Без надлежащего контроля со стороны исполнителя за сроками и результатами проверки по заявлению невозможна качественная организация практики по борьбе с контрафактной продукцией. Необходимо добиваться ответа от правоохранительных органов по каждому случаю выявленной продажи подделок. При отсутствии ответа от субъекта проверки по заявлению о преступлении/правонарушении надлежит направлять запросы в правоохранительные органы для получения информации о принятых ими мерах по пресечению продажи контрафактной продукции. Если была проведена ненадлежащая проверка либо приняты недостаточные меры, необходимо направлять жалобу в прокуратуру или суд с целью отмены незаконного решения, а также на бездействие должностных лиц по заявлению.

Отметим, что после проведенной проверки в отношении конкретного предпринимателя и привлечения его к ответственности необходим дальнейший контроль за его деятельностью со стороны правообладателя. Если недобросовестный предприниматель был первоначально привлечен к административной ответственности за реализацию контрафактного товара, то в дальнейшем, при повторной реализации подделки, он может быть привлечен сразу к уголовной ответственности без учета размера причиненного вреда. В связи с этим в компании должен быть налажен мониторинг недобросовестных предпринимателей для формирования у таких лиц убежденности в непримиримости правообладателя с реализацией контрафактной продукции и неотвратимости наказания.


Адвокатская Газета



Возврат к списку

Получить консультацию